Как перейти на "упрощенку"

10

Чтобы перейти на упрощенную систему налогообложения, нужно:
1) проверить, отвечает ли ваше предприятие требованиям, которые установил Налоговый кодекс РФ;
2) собрать документы, необходимые для того, чтобы получить от налоговой инспекции разрешение на переход;
3) подать заявление в налоговую инспекцию.
Условия перехода на упрощенную систему
Всего таких условий пять. Но они различны для организаций и индивидуальных предпринимателей.
В данном разделе мы подробно рассмотрим каждое из этих условий. Как видно из таблицы, некоторые из них важны только для уже работающих организаций и предпринимателей. Но есть требования, которые касаются и только что созданных фирм.
Доход от реализации за 9 месяцев не должен превышать 15 000 000 руб. Величина предельного дохода в 15 000 000 руб. установлена для тех организаций, которые планируют начать работать на «упрощенке» с 2007 года — то есть будут подавать заявление о переходе в 2006 году (в прошлом году предельный доход был равен 11 000 000 руб.).
Разумеется, это требование установлено для тех организаций (на предпринимателей оно не распространяется), которые вели деятельность перед тем, как подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Причем в расчет дохода входит выручка без учета налога на добавленную стоимость.
Пример
Выручка магазина за январь-сентябрь 2006 года составила 16 520 000 руб., в том числе:
2 520 000 руб. — налог на добавленную стоимость по ставке 18 процентов;
16 520 000 руб. — 2 520 000 руб. = 14 000 000 руб.
14 000 000 руб. < 15 000 000 руб.
Следовательно, предприятие имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2007 года.
В примере мы рассмотрели случай, когда на «упрощенку» переходит магазин. А если заявление подает предприятие, которое отпускает товар с отсрочкой платежа? Тогда выручку рассчитывают иначе, одним из двух способов:
— по стоимости отпущенных товаров (оказанных услуг);
— по сумме поступивших в кассу или на расчетный счет денег.
Какой способ использовать вам? Тот, который записан у вас в приказе по учетной политике. Его бухгалтер должен был подать в налоговую инспекцию в начале года.
Пример
Предприятие реализует мед оптом. Причем предоставляет покупателям отсрочку платежа.
За январь-сентябрь предприятие отгрузило покупателям меда на 18 880 000 руб. (в том числе НДС — 2 880 000 руб.). А на расчетный счет предприятия за этот же период поступило 12 000 000 руб. (в том числе НДС — 1 830 508 руб.).
Вариант 1
В приказе по учетной политике предприятия записано, что в целях исчисления налога на прибыль выручка определяется «по отгрузке». Тогда сумма выручки равна:
18 880 000 руб. — 2 880 000 руб. = 16 000 000 руб.
16 000 000 руб. > 15 000 000 руб.
Следовательно, предприятие не имеет права перейти на упрощенную систему налогообложения.
Вариант 2
В приказе по учетной политике предприятия записано, что в целях исчисления налога на прибыль выручка определяется «по оплате» (в целях исчисления НДС выручка с 2006 года определяется только по «отгрузке»). Тогда сумма выручки за 9 месяцев составит:
12 000 000 руб. — 1 830 508 руб. = 10 169 492 руб.
10 169 492 руб. < 15 000 000 руб.
Следовательно, предприятие может перейти на упрощенную систему налогообложения.
Средняя численность работников не должна превышать 100 человек. А вот это правило действует в отношении как организаций, так и предпринимателей без образования юридического лица. Но заметьте, речь идет именно о работниках — то есть тех сотрудниках, с которыми заключен трудовой договор.
Причем среднюю численность нужно рассчитать за 9 месяцев года, в котором вы подаете заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
В расчете учитываются:
— среднесписочная численность штатных работников;
— средняя численность внешних совместителей;
— средняя численность работников, с которыми заключены договоры подряда и другие гражданско-правовые договоры.
Стоимость основных средств и нематериальных активов должна быть меньше 100 000 000 руб. либо равна этой сумме. Что считается основными средствами предприятия? Имущество, срок службы которого превышает 12 месяцев, причем независимо от его стоимости. Подчеркнем, речь идет именно о собственных основных средствах. То есть стоимость арендованного имущества в эту сумму не входит.
Разумеется, в течение года на любое основное средство начислялась амортизация. Стоимость имущества, уменьшенная на сумму начисленной амортизации, называется остаточной. Именно остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов не должна превышать 100 000 000 руб.
Данные об остаточной стоимости легко получить из бухгалтерского баланса за 9 месяцев. Остаточная стоимость основных средств отражается по строке 120, а остаточная стоимость нематериальных активов — по строке 110.
Доля уставного капитала организации, принадлежащая другим юридическим лицам, должна быть меньше 25 процентов либо равна этой величине. Исключение сделано лишь для организаций, уставный капитал которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Они могут переходить на «упрощенку» независимо от того, какой частью их уставного капитала владеют другие юридические лица. Но только при условии, что не менее 50 процентов сотрудников данной общественной организации — инвалиды, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов.
У организации не должно быть филиалов или представительств. Здесь надо учитывать, что филиалом или представительством являются далеко не все обособленные подразделения организации. Филиал или представительство обязательно должны быть записаны в учредительных документах организации.
[Советы бухгалтеру]
Определить, не превышает ли доход вашего предприятия 15 000 00 руб., можно и по данным бухгалтерского учета. Для этого нужно сложить оборот за 9 месяцев по кредиту счета 90 «Продажи» и оборот по субсчету «Внереализационные доходы» счета 91 «Прочие доходы».
Пример
ООО «Конус» оптом торгует продуктами питания. Зарегистрировано общество в Мурманске. В Пскове у общества есть оптовый склад, работники которого числятся в штате ООО «Конус». Однако этот склад не имеет ни статуса филиала, ни статуса представительства.
Следовательно, ООО «Конус» вправе перейти на упрощенную систему. Если, конечно, будут соблюдены остальные условия, о которых мы рассказали выше.
Кто не может перейти на «упрощенку». Некоторые предприятия и предприниматели не могут перейти на упрощенную систему даже в том случае, если они соответствуют всем вышеперечисленным требованиям. Это:
— банки;
— страховщики;
— негосударственные пенсионные фонды;
— инвестиционные фонды;
— профессиональные участники рынка ценных бумаг;
— ломбарды;
— организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
— организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей и реализацией полезных ископаемых;
— организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;
— нотариусы;
— организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
— организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите комментарий
Ваше имя