Приняв на работу сотрудника, вы автоматически берете на себя обязанность не только выплачивать ему зарплату. Законодательством установлен целый ряд требований к работодателям — как организациям, так и индивидуальным предпринимателям. В первую очередь это обязанность выдавать работнику пособие во время болезни, при рождении ребенка, оплачивать отпуска и др.
Конечно, все эти выплаты достаточно обременительны для небольшой организации или тем более для индивидуального предпринимателя. И поэтому на многих предприятиях руководители принимают работников, не заключая с ними договор. С одной стороны, это удобно. Такому работнику можно не платить больничные и отпускные. А при необходимости — легко уволить. Особенно часто это происходит с работниками из стран СНГ, не имеющими российского гражданства. Однако здесь есть риск для работодателя. Ведь если контролирующие органы (МВД, трудовая инспекция и пр.) обнаружат нарушения, вас оштрафуют.
Кроме того, есть категории работников, с которыми обязательно нужно оформлять трудовой договор. Например, продавцы-кассиры. Да и вообще любые сотрудники, которые допущены к деньгам и материальным ценностям. Иначе в случае недостачи вы просто не сможете с них ничего взыскать. А причитающейся им зарплаты может и не хватить, чтобы покрыть издержки.
В общем, правильно оформить своих работников — в интересах работодателя. При этом объем ваших обязательств во многом будет зависеть от того, что вы запишете в трудовом договоре.