Рынок заменителей молока

102

Российский рынок заменителей молока продолжает стремительно расти. И тем самым обеспечивает устойчивый рост производства молока и доходов животноводов. Только за прошедший год продажи заменителей в России выросли на 17% и достигли отметки в 30 тыс. тонн. Однако за этими достижениями скрывается еще немало неразрешенных вопросов…
Прокомментировать ситуацию мы попросили генерального директора компании “Мустанг Ингредиентс” Алексея Мартыненко.
— Алексей Анатольевич, действительно ли на рынке заменителей молока наметился серьезный рост?
— По моим оценкам, потенциальная емкость рынка заменителей молока для телят – 100 тыс. т. Дальше не поможет никакая реклама. Рынок заменителей напрямую зависит от размера поголовья, рост которого маловероятен. Современное животноводство идет по пути увеличения эффективности, наращивая надои от каждой коровы, укрепляя кормовую базу и внедряя прогрессивные технологии. Поэтому и количество телят в обозримом будущем значительно не возрастет.
Впрочем, пока рынок заменителей заполнен лишь на 30%. Но все больший процент хозяйств делает выбор в их пользу. Кстати, это один из факторов роста производства молока в России, который регистрируют аналитические агентства последние два года. Дело в том, что с введением заменителя в хозяйствах сразу же высвобождается значительная часть коровьего молока, которое отправляется на переработку. Поэтому нынешние 30 тыс. т заменителей приносят стране 300 тыс. т свежего молока. Иными словами, почти 2%-й рост производства молока. Именно этот факт серьезно помог нашей компании в 1996 году продвинуть заменители на рынок. Нашими дистрибьюторами стали молзаводы в регионах, благодаря чему поставки молока на переработку увеличились на 15-20%. Закупив у нас 10 т заменителей и отдав их на фермы, они точно знали, что получат от тех же хозяйств 100 т свежего молока дополнительно. Таким образом, тогда была решена проблема с загрузкой перерабатывающих мощностей. Сегодня это уже отдельный бизнес, приносящий молочным заводам дополнительную прибыль и удобный не только для нас, но и для хозяйств. Кстати, это чисто российская особенность рынка заменителей. Потому что у нас огромная страна и из глубинки в центр за заменителем никто не поедет.
— А как обстоят дела с заменителями для молодняка других сельскохозяйственных животных?
— Рыночная доля заменителей молока для поросят по-прежнему невелика. Отрасль исторически представлена гигантскими предприятиями, и на них с большим трудом удается наладить современный менеджмент, без которого невозможно применение заменителей. Поэтому годовое потребление заменителей для свиноводства может увеличиться максимум до 30 тыс. т.
Вообще-то, спрос на молочные заменители в нашей стране пока еще не так велик, как хотелось бы. Например, в России нет потребности в заменителях для мясных пород КРС. Между тем, в Европе рынок этих заменителей сегодня в 5 раз больше, чем все наши самые оптимистичные прогнозы для России. Там специальные заменители молока в больших количествах используются для выпаивания мясных телят до 18-недельного возраста. Такая технология позволяет получать так называемое белое мясо, которое значительно дороже, чем обычное.
— Но Россия всегда отличалась от запада. Очевидно, низкий спрос на заменители обусловлен какими-то особыми причинами?
— Исследования наших специалистов показали, что иногда люди, использующие заменители молока, получают отрицательные результаты. Они могут появиться из-за инфекций или других, совершенно несвязанных с заменителями, причин. Однако обязательно бросают тень сомнения именно на заменители. Кроме того, проблемы могут возникнуть и из-за их неправильного применения. Например, мы рекомендуем растворять “Кальвомилк” в теплой воде в пропорции 1:8, но некоторые пытаются экономить и разводят 1:10 или даже 1:20. Тогда приготовленный заменитель попадает не в сычуг, а в рубец, нарушая нормальное пищеварение. Некоторые хозяйства не соблюдают технологию выпаивания или нарушают температурный режим. А в результате о заменителях распространяется дурная слава.
Чтобы предотвратить эту антирекламу, мы разработали программу обучения, с которой курсируем по всем нашим дистрибьюторам. На семинарах наши специалисты рассказывают и показывают на практике, как правильно выпаивать заменителями молока. Такие знания для животновода – лучший гарант эффективности производства. Кроме того, наши специалисты рассчитывают продуктивность будущих коров по текущим результатам вскармливания. Например, если теленок в среднем дает 800 г привеса в день, в будущем, в зависимости от породы, он даст максимальные надои, на голландских фермах достигающие 23 л/сут. Но если теленок набирает 700 или 900 г/день, суточные надои в будущем будут уже на 1,5 л меньше. Эта закономерность уже не раз подтверждалась на производстве. А что такое 1,5 л/день недобора от каждой коровы? Это 8 тыс. рублей ежедневного убытка на ферме в 1000 голов. Или почти 3 млн. рублей потерь в год. Такова экономика невежества при выборе заменителей.
Как показывает практика, на рынке заменителей молока остро не хватает информации. Зачастую потребитель и не подозревает о возможных эффектах и нюансах их применения. Мы стараемся сделать доступной для наших клиентов всю информацию, которой владеем. Чтобы, используя ее, они в конечном итоге получали прибыль. Кстати, такие семинары помогают не только хозяйствам, но и нашим дистрибьюторам. В последнее время наша компания ввела в практику проведение специальных тренингов по продажам заменителей для лучших менеджеров своих дистрибьюторов. Кроме того, все эти программы обучения не только приносят реальную отдачу в виде роста продаж, но и говорят лучше любой рекламы, что компания пришла на рынок всерьез и надолго.
— Практика применения заменителей в молочных хозяйствах существует еще с советских времен. Неужели в нашей стране до сих пор не верят в их преимущества перед традиционным молоком?
— Печален тот факт, что в последнее время на рынке заменителей молока появилась тенденция снижения качества ради снижения цены. Попробовав некачественные заменители, потребители в итоге теряют в деньгах, не получив ожидаемых привесов и молочной продуктивности. Такая практика серьезно подрывает доверие к заменителям вообще. Ведь не секрет, что от их качества напрямую зависит доход животновода. Крайне важно, чтобы заменитель был оптимизирован по составу и максимально полезен для молодого животного. Однако часто его делают приятным на человеческий вкус. Функционально это не оправдано. Так, в компании “Нутрифид”, официальным дистрибьютором которой мы являемся, еще несколько лет назад вновь разработанные продукты тоже пробовали люди. Однако в результате экспериментов выяснилось, что существует компонент, который ужасен с точки зрения людского запаха и вкуса, но очень аппетитен для телят и способствует повышению их продуктивности. С тех пор компания испытывает свои новые продукты только на экспериментальных фермах.
А на рынке сегодня первоочередной задачей становится укрепление положительного имиджа заменителей молока. Мы стараемся любым способом донести достоверную информацию о них. Это не только семинары, но и публикации в СМИ, издательство брошюр. Брошюры, кстати, в последнее время мы прикрепляем к каждому 5-му мешку с заменителем, чтобы даже доярка знала обо всех особенностях его применения. Ведь если люди будут точно знать, какой эффект дает применение заменителей, наш рынок очень скоро станет похож на мировой, где заменителями выпаивают практически во всех хозяйствах.
— Итак, от качества заменителей молока зависит рост молочной продуктивности. А какие еще выгоды получают хозяйства, применяя заменители?
— Первый и главный на сегодняшний день эффект от ввода заменителей – экономический. Заменитель дешевле молока в 1,5-2 раза. И позволяет одновременно высвободить значительные объемы молока для продажи. Только за счет разницы в цене ЗЦМ и молока каждая купленная тонна заменителя практически сразу приносит хозяйству около 10-15 тыс. рублей прибыли. Таким образом, за весь технологический цикл ферма на 1000 голов экономит более 400 тыс. рублей.
Кроме того, в долгосрочной перспективе при соблюдении технологии выпойки, хозяйство выигрывает за счет высокой молочной продуктивности и сохранности поголовья. Наши заменители молока “Кальвомилк” и “Кальволак” идеально сбалансированы по составу, так что телята получают все необходимые питательные вещества в достаточном количестве. В заменители также добавлены витамины, микроэлементы и антибактериальные препараты, поэтому телята растут крепкими и здоровыми. Риски заражения через ЗЦМ вообще исключены. Кроме того, из-за особенности заменители быстрее перевариваются, способствуют постепенному переводу теленка на грубые корма и как следствие — лучшему развитию рубца. И, наконец, применять заменители просто удобно и технологично, потому что они не портятся в жару и легко разводятся непосредственно перед выпойкой.
— Алексей Анатольевич, Ваша компания на протяжении всей своей истории лидирует на рынке заменителей молока. В чем секрет успеха?
Стабильность и надежность – вот два основных показателя для успешной работы на рынке заменителей молока и вообще в сельском хозяйстве. Потому что в отрасли очень развито консервативное мышление, и большинство крестьян доверяют только проверенным фирмам. Кроме того, наш успех напрямую зависит от успеха потребителя. Идея компании в том, чтобы поставлять качественный продукт, приносящий прибыль нашим клиентам. В противном случае наша работа может стать невостребованной.
Имидж компании играет немалую роль на рынке. Потому что проверять каждую фирму ценой собственных ошибок согласится не всякий хозяин. Впрочем, у нас часто бывают ситуации, когда партнеры уходят к тем, у кого заменители дешевле. А через полгода возвращаются назад, понимая, что в долгосрочной перспективе их обманули и привычного эффекта с другим заменителем не получить. В основном на окончательный выбор потребителя влияют не только цены на заменители, но и надежность, качество, стабильность поставок и другие характеристики поставщика.
— А почему Вы решили наладить собственное производство заменителей в России?
— Такое решение было принято, прежде всего, чтобы удешевить товар при неизменно высоком голландском качестве, за счет использования российского сырья – молочной сыворотки. Ведь сыворотка обеспечивает около 20-30% от общей стоимости заменителя молока. А на отечественных молзаводах она стоит копейки и нередко выливается. Мы разработали схему взаимодействия с молочными заводами, по которой сырая сыворотка сначала поступает на завод, где есть современное сушильное оборудование, а уже потом на наш собственный завод для производства заменителей. В результате наш продукт получается в среднем на 3-5% дешевле импортного, но совершенно идентичный по качеству.
Вообще качество продукции – предмет нашей постоянной заботы. Все компоненты для производства заменителей проходят тщательный контроль в специальной лаборатории. На нашем заводе существует так называемый входящий и выходящий контроль, аналогичный международному стандарту GMP. Образцы сырья и готового продукта из каждой партии отбираются, анализируются и затем хранятся на случай претензий со стороны потребителей. Но, честно говоря, таковых пока не поступало.
— И неудивительно, ведь Ваша компания всегда стремилась стать самой лучшей для своих клиентов…
— Именно так гласит наш девиз. И мы действительно не останавливаемся на достигнутом, постоянно совершенствуясь. Сейчас на нашем заводе в Подольске производится около 8 тыс. т заменителей молока, или почти 50% от объема продаж компании. И наряду с общим ростом производства и продаж мы выпускаем на рынок самые передовые продукты. Наши клиенты уже почувствовали на практике преимущества многокомпонентных препаратов на основе органических кислот, успешно решающих проблемы гигиены в животноводстве. Теперь мы представили на рынок новый производимый по голландской технологии заменитель “Кальвомилк Имагро”, в состав которого вместо традиционных антибиотиков введен комплексный препарат на основе органических кислот, пробиотиков и пребиотиков. В отличие от антибиотиков, “Имагро” повышает иммунитет животных благодаря заселению кишечника полезной конкурентоспособной микрофлорой и созданию оптимальных условий для ее развития. В таких условиях сами бактерии эффективно борются с патогенами, такими как кишечная палочка, сальмонелла, стафилококк и другие. В результате за счет комплексного действия бактерий и органических кислот повышается переваримость корма, интенсивность обменных процессов и среднесуточные привесы у животных, а в итоге – рентабельность животноводства.
На подходе еще более современный продукт, отлично показавший себя в опытах в Голландии. Это “Поркомилк Селацид” — заменитель молока для поросят с уже введенным в состав комплексным антибактериальным препаратом из органических кислот. Достаточно ввести 20-25% нового заменителя в корма для молодняка, чтобы навсегда забыть о проблемах диареи, увеличить сохранность поголовья и достичь высоких привесов. Преимущество нового продукта еще в том, что он готов к употреблению и не требует высокоточного оборудования для производства кормов. По нашим прогнозам, этот уникальный заменитель, аналогов которому не найти во всем мире, уже через 2-3 года вытеснит на российском рынке остальные заменители молока для поросят.
— Спасибо за беседу.
Беседу вела Диана НАСОНОВА
«Молочная промышленность»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите комментарий
Ваше имя