Пластичность поведения низших беспозвоночных

356

Поведение кольчатых червей, как и других низших беспозвоночных, характеризуется малой пластичностью, консервативностью. У них преобладают врожденные стереотипы («врожденные программы поведения»). Индивидуальный опыт, научение, играет в жизни этих животных ещё небольшую роль, так как ассоциативные связи формируются у них с трудом и лишь в ограниченных пределах, а результаты научения сохраняются недолго. У всех кольчатых червей встречается наиболее простая форма научения – привыкание. У низших многоклеточных животных, также как и у простейших, врожденные реакции на определенные раздражения прекращаются после многократного повторения, если не последует адекватного подкрепления этих реакций. Так, например, дождевые черви перестают реагировать на повторное затенение, если оно остается без последствий.
Отмечается привыкание и в сфере пищевого поведения. Например, если многощетинкового червя повторно «кормить» комочками бумаги, смоченными соком его обычной жертвы, он перестает их принимать. Если попеременно с такими комочками давать ему подлинные кусочки пищи, то он, в конце концов научается различать их и будет отвергать лишь несъедобную бумагу. Подобные опыты ставились и на кишечнополостных (на полипах, находящихся на более низком уровне элементарной сенсорной психики). При этом полипы вели себя так же, как морские черви, а именно, уже после нескольких (до 5) опытов они отбрасывали несъедобные объекты еще до того, как их подносили к ротовому отверстию. Интересно, что нетренированные щупальца этого не делали, даже находясь рядом с тренированными.
Эти эксперименты показывают способность низших беспозвоночных отличить по побочным физическим качествам съедобное от несъедобного (предполагалось, что по вкусу предлагаемые объекты были одинаковыми). Данные эксперименты подтверждают наличие истинного психического отражения уже на этом низшем уровне филогенетического развития, так как свойство, которым животное руководствуется при оценке пригодности объекта к пищевому употреблению, выступает как подлинный сигнал, а чувствительность червя или полипа играет роль посредника между организмом и компонентом среды, от которого непосредственно зависит существование животного.
Более сложное научение путём «проб и ошибок» и формирования новой индивидуальной двигательной реакции можно в элементарной форме обнаружить, начиная уже с плоских червей. Так, у планарий можно выработать сложные реакции, когда один из раздражителей является биологически «нейтральным». В таких случаях можно говорить, очевидно, уже об элементарных процессах подлинного ассоциативного научения. Так, например, Л. Г. Воронин и Н. А. Тушмалова сумели выработать у планарии и кольчатых червей оборонительные и пищевые условные рефлексы. Они получили данные, свидетельствующие об усложнении форм временных связей. Если по поводу плоских червей можно говорить лишь о примитивных неустойчивых условных рефлексах, то у многощетинковых червей обнаруживаются уже стабильные самовосстанавливающиеся после угасания условные рефлексы. Кроме того, в опытах с полихетами, удавалось переделать отрицательную реакцию на освещение в положительную, путём сочетания освещения с подкармливанием. В итоге черви стали при освещении выползать из своих домиков и без пищевого подкрепления, при этом время реакции (между световым раздражением и ответным движением) постепенно уменьшилось с 29 до 3,5 секунд. Эти различия соответствуют глубоким морфологическим различиям в строении нервной системы этих групп животных и свидетельствуют о существенном прогрессе психической активности у полихет.
Не смотря на то, что в поведении кольчатых червей еще преобладает избегание неблагоприятных внешних условий, как и у простейших, но для высшего уровня элементарной сенсорной психики уже характерен: активный поиск положительных раздражителей; впервые появляются высшие таксисы; зачатки конструктивной деятельности, агрессивного поведения, общения. Иными словами появляются предпосылки для перехода на более высокую ступень, а именно на стадию перцептивной психики.
Завершая характеристику психики обширной и пёстрой по составу группы низших беспозвоночных, нужно, конечно, учесть, что поведение этих животных ещё очень слабо изучено. Например, ещё почти ничего не известно об онтогенезе поведения этих животных, о том, как формируется и развивается их поведение. Неизвестно также совершенствуется ли оно вообще в процессе индивидуального развития. Вполне возможно (если, конечно, исключить метаморфозные преобразования, личиночное поведение у низших многоклеточных и т. п.), что подобное онтогенетическое совершенствование у обсуждаемых животных не является существенным или даже вообще не происходит, ибо жесткость врожденных программ поведения, исключительная стереотипия форм реагирования являются у этих животных определяющей чертой всего поведения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите комментарий
Ваше имя