В процессе эволюции инстинктивное поведение не теряет своей значимости, так как оно принципиально не может замещаться научением. Прогресс инстинктивного поведения у животных, в том числе и у позвоночных, неразрывно связан с прогрессом индивидуально-изменчивого поведения. Поэтому позвоночные, с их высокоразвитыми формами научения, обладают и не менее развитыми сложными формами инстинктивного поведения. Особенностью эволюции компонентов поведения у высших позвоночных является значительное развитие у них процессов научения, в том числе интеллектуальных действий.
Пространственная ориентация у высших позвоночных, как и у других животных, осуществляется на основе таксисов, то есть врождённых элементов поведения, но в результате прибавления мнемотаксисов, для которых характерно индивидуальное запоминание дополнительных ориентиров, у высших позвоночных существенно обогатились врождённые способы ориентации и тем самым расширились ориентационные возможности. У высших позвоночных реакции на ключевые раздражители в значительной степени конкретизируются индивидуальным опытом, при этом реакции становятся более чётко направленными на объекты индивидуального поведения, так как они дополнительно ориентируются за счет хорошо развитого предметного восприятия.
Сложные навыки, в которых решающее значение имеют лабильные, гибкие компоненты, встречаются только у высших позвоночных. Именно эти навыки определяют далеко идущую изменчивость, пластичность всего поведения животного. Сложные пластичные навыки в полной мере выполняют функцию быстрого приспособления организма к быстротечным изменениям среды. Пластичность навыков высшего порядка дополняет ригидность навыков низшего порядка и инстинктивных действий.
Пластичность поведения проявляется также в возможности быстрой перестройки навыка, в частности при превращении положительного или отрицательного раздражителя в противоположный. Кроме того, пластичность поведения проявляется в возможности переноса навыка в новые условия, при этом происходит адекватное использование накопленного чувственного и моторного опыта при существенных изменениях условий среды. Эти возможности обеспечиваются сильным развитием пластичности в сенсорной сфере, способностью к широким чувственным обобщениям.
Сложные навыки представляют собой сложные динамические моторно-рецепторные системы, которые на основе высокоразвитой ориентировочной деятельности обеспечивают выработку весьма пластичных двигательных программ. Процесс ориентировки сливается здесь с двигательной активностью, а нахождение верного решения задачи формируется в ходе этой активности на основе высокоразвитого чувственного обобщения.
Выше названные свойства сложных навыков отличают их от других видов научения, благодаря им, сложные навыки стали предпосылками и основой развития высших форм психической деятельности животных – интеллектуальных действий.