Наличие языка является уникальным свойством человека. Истоки человеческого языка скорее всего навсегда останутся загадкой, так как различие лингвистических возможностей человека и современных животных чрезвычайно велики и сравнительные исследования этих возможностей у ныне живущих видов животных дают чрезвычайно мало данных. Вполне возможно, что эволюция языка началась с какого-то изощренного использования жестов, а речь возникла уже позже.
У современного человека можно выделить два основных типа невербального общения:
1) невербальное общение, которое помогает использованию языка или является частью языка;
2) тип коммуникации, независящий от языка, близкий по своим характеристикам видам общения используемым животными.
Анализируя невербальную коммуникацию у человека, как средство общения (Argyle, 1972) выделил три ее основные функции:
1) управление ближайшей социальной обстановкой (жесты и позы, которые передают отношение и эмоциональное состояние человека, например, чувство превосходства, неприязни, полового влечения, без выражения этих чувств словами);
2) подкрепление речевой коммуникации (жесты, наличие или отсутствие которых может изменить смысл произносимых слов, например выразительные или указующие движения говорящего, которые иллюстрируют отдельные моменты его речи, а также жесты регулирующие речевой поток у разговаривающих с друг другом людей – кивание головой, движения глаз, изменения позы тела);
3) замещение речевой коммуникации (знаковые языки, которые используются тогда, когда речевое общение затруднено или невозможно, например на охоте, когда требуется тишина или сигналы рабочих в обстановке сильного шума). Невербальная коммуникация наблюдается у человека как часть его повседневного поведения и имеет много общего с коммуникацией животных.
Для языкового общения человека характерны следующие особенности:
1) сигналы используемые в языке человека весьма произвольны, так как по своим физическим особенностям они не похожи на те характеристики окружающего мира, которые они обозначают;
2) человеческий язык представляет собой открытую систему, которая постоянно обогащается новыми элементами путем создания новых комбинаций из составляющих ее акустических компонентов;
3) язык человека более сложен и изощрен, чем язык животных.
Человеческий язык прошел долгий путь развития. Звуки, которые сопровождали первые трудовые действия, еще не были подлинными словами, они не сущест¬вовали самостоятельно, а были вплетены в практическую деятель¬ность. К тому же они непременно сопровождались жестами и вы-разительными интонациями, и понять их значение можно было, лишь зная ту конкретную наглядную ситуацию, в которой они возникли. В процессе общения и совместной деятельности наши ранние предки в начале использовали «действенный разговор», который осуществлялся руками, в результате этого, по мнению Тих, возникал конфликт между двумя функ-циями руки – действием с предметами и их обозначением, что повлекло за собой передачу семантической функции голосовым ор¬ганам. Тем самым было положено начало развитию самостоятель¬ного звукового языка. Следует отметить, что врожденные звуки, жесты, мимика сохранили свое зна¬чение до наших дней, но лишь в качестве дополнения к акустическим средствам. После того как звуки языка отделились от практических действий, скорей всего и возникли первые подлинные слова, которые первоначально обозна¬чали предметы, а значительно позже появились слова, обо¬значающие действия и качества.
В процессе отделения языка от непосредственно практической дея-тельности словесные значения становились все более абстрактными, а язык все больше выступал как средство человеческого мышле¬ния, а не только как средство общения. Исходя из этого, следует, что мышление, речь и общественно-трудовая деятельность составляют в своем зарождении и развитии единый комплекс.
Анализируя эволюцию письменного языка можно предположить, что наши далекие предки вначале овладели символическим языком. Символический язык по всей видимости развился из изобразительных символов эмоционального и мистического значения, затем возникли первые письменные языки, которые также основывались на изобразительных символах, но были более информативны и позволяли описывать конкретные ситуации, и только после этого возникли истинные письменные языки, в которых применялись символы, обозначающие звуки речи, а не понятия.
Средства общения и коммуникации современных обезьян характеризуются существенным многообразием и выраженной адресованностью. Следует также отметить большую выразительность средств общения обезьян и их сходство с эмоциональными средст¬вами коммуникации у человека. Однако, как замечает Тих, коммуникативные средства обезьян (звуки и телодвижения) лишены семантической функции и поэтому не служат орудием мышления. Если предположить, что животные способны пользоваться языком, то ближе всего к людям в этом отношении будут высшие обезьяны. У этих животных голосовые реакции и мимические движения отличаются утонченностью и сложностью. Например, звуковой репертуар шимпанзе насчитывает около 13 звуков. Обезьяны используют эти звуки, как для дистанционного общения, так и при близком взаимодействии. Они различают голоса знакомых особей и постоянно используют звуки для поддержания контактов друг с другом. Шимпанзе на основе поведения своих компаньонов могут делать заключения об особенностях окружающего их мира, а также способны обмениваться информацией о внешних стимулах, но в их общении нет никаких признаков истинного языка.
Предпринятые в последние годы многочисленные попытки научить человекообразных обезьян человеческому языку, показали, что шимпанзе могут постигать смысл слов и способны употреблять названия различных объектов. Их даже можно научить разговаривать с человеком при помощи языка знаков. Есть данные (Мак-Фарленд 1988), свидетельствующие о том, что шимпанзе в состоянии создать словарь более чем на сто слов и даже способны иногда составлять новые фразы. Следует подчеркнуть, что человекообразные обезьяны не могут научиться говорить, но они способны научиться общению с человеком при помощи знаков, символизирующих слова. Проведенные многочисленные эксперименты выявили исключительные способности человекообразных обезьян к «символическим» действиям и обобщениям. Однако, эти эксперименты никоим образом не доказывают наличия у антропоидов языка с такой же структурой, как у человека. Несмотря на умение шимпанзе пользоваться оптическими и символическими средствами при обще¬нии с человеком, и употреблять их в качестве сигна¬лов своих потребностей, нельзя эти феномены считать доказательством принципиального то¬ждества языка обезьян и языка человека. Принци¬пиально невозможно обучить обезьян членораздельному язы¬ку. Не смотря на то, что вопрос о семантической функции языка животных еще во многом не ясен, но нет сомнений в том, что ни у одного животного, включая и человекообразных обезьян, нет понятийного мышле-ния. Среди коммуникативных средств животных нет абстрактных понятий, нет слов, члено¬раздельной речи, нет кодов, обозначающих предметные компонен¬ты среды, их качества и отношения вне конкретной ситуации.
Язык животных характеризуется обобщенной условностью передаваемых сигналов, что является основой любой системы коммуникации, а при переходе к социальной форме общения у первых людей это и послужило биоло¬гической предпосылкой зарождения членораздельной речи в ходе их совместной трудовой деятельности.
И так, язык животных прежде всего информирует о внутреннем состоянии особи, а комму¬никативная функция их языка состоит в сплочении сообщества, инди¬видуальном опознавании, сигнализации о местонахождении и опасности, при¬влечении полового партнера, импонировании, запугивании и так далее.
Язык животных представляет собой «за¬крытую», генетически фиксированную систему, состоящую из оп¬ределенного для каждого вида ограниченного количества сигна¬лов.
Животные лишены возможности словесного общения, словесной фиксации приобретаемых познаний и передачи их потомству с помощью языка. В этом и состоит принципиальное отличие «языка» животных от человеческой речи.