Как не растерять молодежь на селе?

619

В последнее время с самых разных трибун много говорят о том, что села возрождаются, появляются целые процветающие объединения молодых фермеров. Откуда столько оптимизма? Где они, пашни, которые бороздят молодые трактористы, комбайнеры? Где фермы, на которых не покладая рук трудятся молодые доярки? Похоже, желаемое выдается за действительное.

Общая тенденция, характерная для большинства регионов России, не изменилась: сельская молодежь по-прежнему покидает села и поселки в надежде получить качественное образование и найти достойную работу в городе. Это значит, у большинства сел нет будущего, они обречены на медленную деградацию и вымирание.
Почему это происходит? Ответ на эти актуальные вопросы пытается найти Институт социально-педагогических проблем сельской школы РАО. И в частности, профессор Марина Петровна Гурьянова, заместитель директора института по науке, автор исследовательского проекта, посвященного изучению проблемы социальной адаптации молодежи на селе. В проекте задействовано десять сельских регионов.

— Марина Петровна, с какими проблемами прежде всего сталкиваются выпускники сельских школ сегодня?

— Выпускники сельских школ 2007 года начинают свой жизненный путь в переломный для села момент, в ситуации, когда, с одной стороны, государство начало активно поворачиваться лицом к селу (национальные проекты «Развитие АПК», «Образование», «Здравоохранение», «Доступное и комфортное жилье»), а с другой — тяжелые последствия кризиса агросферы 90-х годов.

Молодые люди, окончившие школу, стоят перед проблемой: куда идти дальше — учиться или работать? Если продолжить учебу, то родители не имеют таких средств, чтобы заплатить за обучение в вузе. Если работать, то трудоустроиться на селе практически невозможно.

Вот, например, какая ситуация сложилась в Андреевском сельском поселении Владимирской области. Молодежь в основном устраивается в частные предприятия: торговля, строительные, швейные цеха. Многие ездят на работу в ближайшие города — Александров, Москву. Немало в селах и безработной молодежи, живущей случайными заработками. По этой причине наблюдается отток молодых семей, которые прописаны на селе, а живут в городе. Молодежь, получившая образование, в село почти не возвращается. Бывают случаи, когда молодой человек, получив профессию, но не найдя рабочего места, уходит работать в другую сферу, где больше платят. Предпринимателей среди молодежи очень мало. Если есть, то в сфере торговли. Причина: отсутствие первоначального капитала, чтобы начать дело.
Кроме того, среди выпускников сельских школ и их родителей сильно представление о сельской жизни, как о примитивной и бесперспективной. И чтобы сломать этот стереотип, нужно на деле доказать, что в деревне жить не хуже, чем в городе. Красивыми словами и обещаниями никого не убедишь. К сожалению, молодые люди не видят пока реальных точек роста, нового и прогрессивного в отечественном сельском хозяйстве и социальной жизни села. Не видят того, что агропроизводство сегодня — интересный и захватывающий бизнес. Одни — из-за развала сельхозпредприятий, другие — из-за отсутствия возможностей ознакомиться с работой успешно функционирующих агрохозяйств и агрохолдингов.

— Ни для кого не секрет, что нужно делать для того, чтобы молодежь оставалась на селе: необходимая поддержка, развитие инфраструктуры. Об этом уже много говорили высокопоставленные чиновники, главы регионов, сельские учителя. Но «воз» двигается в нужном направлении слишком медленно. Как же придать ему необходимое ускорение?

— Необходимо прежде всего изменить подход к подготовке руководящих кадров — руководителей сельских поселений, сельхозпредприятий, учреждений социальной сферы, предпринимателей. От «качества» власти в сельских поселениях очень многое зависит. Одни руководители демонстрируют растерянность и безынициативность перед валом социальных проблем, другие — активно ищут и находят решения. К примеру, глава Андреевского сельского поселения Владимирской области Николай Евгеньевич Сергеев — активный, молодой предприниматель, сумел вывести из депрессивного состояния свою территорию, добился, чтобы в планах частных предпринимателей одной из главных задач было строительство жилья с предоставлением рабочих мест. И держит это дело под контролем. Глава Ильинского сельского поселения Олонецкого района Республики Карелия Сергей Васильевич Седлецкий путем открытого диалога с молодежью, конкретными делами по обустройству мест молодежного досуга убедил молодежь, что и в деревне все может быть культурно, интересно, не хуже, чем в городе.

Чтобы молодежь закреплялась на селе, необходимо развивать не только сельскохозяйственное производство. К примеру, на территории Туксинского сельского поселения Олонецкого района расположены залежи глины. Можно было бы организовать производство кирпича, но для этого нужно государственное финансирование проекта. А дело на сегодняшний день очень прибыльное, сколько рабочих мест могло бы дать такое предприятие!

— Марина Петровна, в любом случае не все выпускники могут и хотят жить в городе. Есть такое понятие: сельский человек, «от земли, от сохи». Может, на них надо и ориентироваться?

— Пока всего 10-15 процентов выпускников остаются работать в родном селе. Но они должны быть подготовлены к грамотному ведению хозяйства. То есть одна из самых насущных проблем — подготовка к сельскохозяйственному труду в школьные годы. Сегодня это осуществляют три силы: агрошколы (школы с углубленным изучением отдельных предметов), фермерские семьи, а также некоторые общеобразовательные школы. Они активно взаимодействуют с сельхозпредприятиями и учреждениями профессионального образования. Убеждена: сельскохозяйственное образование, пусть в минимальном объеме, должно присутствовать в каждой сельской школе. Пока же такая практика прижилась лишь в немногих регионах.

— Сможет ли фермерское движение прижиться в России, стать популярным видом предпринимательства?

— С позиции социальной педагогики фермерские семьи как коллектив производственный, социальный, воспитательный стали важным явлением сегодняшней сельской жизни. Для одних переход в фермерство — осознанный выбор, для других — следствие безысходности, для третьих — попытка самореализоваться в новом деле. Фермерские семьи — многопоколенная семейная общность, объединенная общим делом, трудом во благо всех членов семьи. Это традиционный для сельской России производственный коллектив, где члены семьи работают все вместе, дополняют друг друга, много дискутируют при принятии решений и энергично действуют, стараясь внести максимальный вклад в общее дело. Дети сегодняшних фермеров в абсолютном большинстве в 12-13 лет уже работают на тракторах, управляют автомобилями. Многие стремятся получить сельхозобразование в вузах.

— Есть ли регионы, в которых удалось заметно улучшить качество жизни на селе?

— Есть! К примеру, в Красноярском крае реализуются программы развития края — «Дом», «Деревня», «Демография», «Дети», получившие название «Четыре Д». Главная задача программы «Деревня» — улучшение качества жизни сельских жителей. По расчетам краевых властей, реальным решением проблемы безработицы на селе может стать создание кооперативов. Сельские жители получили выгодные банковские кредиты для развития кооперативного хозяйства, а также дотации из краевого бюджета. Участникам кооперативов будут компенсировать затраты на строительство или приобретение жилья в сельской местности.

В Пензенской области действует программа «Лидер в социальной и предпринимательской деятельности», ориентирующая школы на подготовку учащихся к трудовой деятельности. В большинстве сельских школ области ведется самая разнообразная подготовка по профессиям, востребованным на селе.
К примеру, администрация Большереченского района Омской области как бы берет шефство над выпускниками сельских школ, обеспечивает молодых людей целевыми направлениями в учебные заведения, а потом способствует их трудоустройству, организует временную трудовую занятость молодых людей на общественных работах и переобучение молодежи сельским рабочим профессиям.

Администрация Пряжинского района Республики Карелия помогает включению молодых семей в программы по обеспечению жильем. Работники бюджетной сферы (врачи, учителя, работники культуры) в течение первых трех лет работы обеспечиваются доплатами в размере 30 процентов (первый год), 20 — (второй год) и 10 процентов (третий год) от заработной платы. Сельхозпредприятия поселка Пряжа и села Ведлозера предоставляют ведомственное жилье специалистам на период работы на предприятии.

Воскресенская сельская администрация Костромской области выделяет молодым людям землю для ведения подсобного хозяйства. Сельхозпредприятие обеспечивает работой, выделяет технику, предоставляет вторичное жилье, продает молоко и мясо по себестоимости. Желающие обеспечиваются также скотом для подсобного хозяйства, зерном, сеном (тоже по себестоимости). Вот это реальные меры, которые приносят свои плоды.

— Что, на ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы активизировать подготовку учащихся к жизни и труду на селе?

— Необходима государственная концепция развития сельской школы в условиях рыночной экономики. Настало время обновить нормативную базу трудовой подготовки школьников. Необходимо, чтобы соответствующие инстанции утвердили новые положения о пришкольном учебно-опытном участке, ученической производственной бригаде, школьном лесничестве, агрошколе, агролицее, подсобном хозяйстве, фермерском хозяйстве, учебно-опытном хозяйстве при школе, профильном классе (группе). Речь об этом давно идет, и чем скорее все эти формы обучения нормативным порядком будут установлены, тем скорее у сел и хозяйств появится перспектива успешного развития.

Минсельхозу РФ и Минобрнауки РФ давно пора активизировать работу по взаимодействию сельской школы и сельскохозяйственных вузов, сельской школы и сельхозпредприятий. Все это звенья одной цепи, которую нужно укреплять.
Очень важно поднимать авторитет и социальный статус работника сельскохозяйственного труда, культивировать идею о том, что по своей значимости труд сельского работника даже превосходит труд горожанина. Ведь не каждый день мы покупаем холодильник, диван, телевизор. А вот без мяса, молока, яиц — и дня не прожить! Это должны остро сознавать сегодняшние выпускники школ, выбирающие путь сельского труженика. Им есть чем гордиться, им предстоит кормить Россию, Кормилец и в семье, и в стране — самый уважаемый статус. К сожалению, это пропагандистское звено пока слабо работает. Вот когда парень или девушка с гордостью скажут: «Мы деревенские!», значит, прогресс есть, меняется их самоощущение, а значит, и уважение к своему селу, своему делу.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Введите комментарий
Ваше имя