Отечественная или зарубежная техника?

51
0
(0)

Отечественные производители сельскохозяйственной техники за счет выпуска новой продукции пытаются сдержать натиск иностранных игроков. Однако популярность у крестьян зарубежной техники неумолимо растет.
По данным Россельхозакадемии, в последнее десятилетие обеспеченность посевных работ исправными тракторами снизилась в нашей стране до 5-6 машин на 1000 га пашни, что составляет примерно 65% от норматива. А обеспеченность исправными зерноуборочными комбайнами — 2-3 машины на 1000 га посевной площади, или 50%. Срок службы 2/3 парка техники превышает 20 лет.
Однако нельзя сказать, что у российских крестьян нет денег: по данным «Союзагромаша», за последние 4 года закупки аграриями техники выросли почти в 3 раза. Но если в 2003 году на российском рынке сельскохозяйственной техники царил своеобразный паритет — и на импортные, и на отечественные машины покупатели тратили примерно равное количество средств, по $730 млн, то уже в 2005 году зарубежная продукция доминировала, а в 2006 году $2,5 млрд пошло на закупку импортной техники и лишь $1,15 млрд — на отечественную.
Реструктуризация отрасли.
Несмотря на пессимистические прогнозы, российские производители сельхозтехники намерены не только удержать тех клиентов, которые у них есть, но и начать теснить иностранных поставщиков. Отрасль к настоящему моменту фактически реструктуризировалась. Основные производители сосредоточились в трех федеральных холдингах. Это концерн «Тракторные заводы» (в него входят Липецкий, Волгоградский, Владимирский, Онежский тракторные заводы, Курганмашзавод, «Протрактор» и другие предприятия), Промышленный союз «Новое содружество» («Ростсельмаш», «Морозовсксельмаш» и др.), Кировский завод (Петербургский тракторный завод «Кировец-Ландтехник»). В общей сложности эта троица контролирует более половины объема выпускаемой сельхозтехники в стране, что сопоставимо со сложившейся ситуацией на мировом рынке сельскохозяйственного машиностроения, где 5 крупных корпораций контролируют долю в 60-65%.
По словам генерального директора концерна «Тракторные заводы» Михаила Болотина, его объединение успешно преодолело самые тяжелые времена и практически вышло на безубыточность бизнеса. Выручка концерна за 2006 год составила 25 млрд рублей, а к 2012 году М. Болотин намерен довести ее до 67 млрд рублей. Этому будет способствовать инвестиционная программа компании, которая по запущенным в 2007 году проектам составляет 11,6 млрд рублей: 3,7 млрд — на техническое развитие и модернизацию собственных производственных мощностей, 7,7 млрд рублей — на осуществление совместных с другими компаниями проектов по созданию новых мощностей и более 170 млн — на НИОКР.
Аналогичные процессы наблюдаются в «Новом содружестве», базовый актив которого — производитель зерноуборочных комбайнов «Ростсельмаш» (РСМ). За последние 7 лет объем инвестиций в это предприятие превысил 3 млрд рублей. Кроме того, купив в 2004 году 3 завода, специализировавшихся на выпуске навесного оборудования, приспособлений и запчастей для комбайнов («Морозовсксельмаш», «Сельмаш-Урюпинск», «Конорд») и объединив их под брэндом KLEVER, «Новое содружество», по словам его председателя совета директоров Константина Бабкина, смогло за прошедшие 4 года поднять выручку KLEVER почти в 6 раз — до 850 млн рублей по итогам 2007 года.
Ставка на новизну.
Главным результатом реструктуризации отрасли стал рост российского производства сельхозтехники на 10-15% в год. Однако, по словам генерального директора Союза производителей сельскохозяйственной техники и оборудования для АПК Евгения Корчевого, эту цифру дает реализация новых разработок, поскольку продажи устаревших дешевых отечественных моделей стремительно сокращаются.
Если в 2005 году российские заводы протестировали всего 30 новых образцов, то в 2007 году — не менее 120. И это фактически единственный путь, по которому могут двигаться российские производители в конкурентной борьбе с иностранными компаниями. Из основных типов сельскохозяйственной техники российская продукция преобладает только на рынке зерноуборочных комбайнов, обеспечивая 70% поставок, как по централизованным, так и по коммерческим закупкам. Львиную долю тут делает «Ростсельмаш».
Лучшие перспективы, по словам его генерального директора Валерия Мальцева, у комбайнов «Вектор», выпуск которых предприятие увеличит на 60%. В феврале компания начала серийную сборку комбайнов ACROS и до конца года планирует изготовить 2 тыс. единиц этих машин. Кроме того, на производственных площадях РСМ будет налажен выпуск тяжелых тракторов мощностью от 200 до 535 л.с. на базе моделей канадской компании Buhler Industries.
С тракторами вообще ситуация гораздо сложнее, чем с иной сельхозтехникой — объем их импорта в общей структуре потребления в России доходит до 70%. 2/3 импорта приходится на продукцию Минского тракторного завода (МТЗ, Республика Беларусь). В 2006 году, например, 12 наших заводов произвели около 12 тыс. тракторов. В то же время МТЗ в этот период собрал более 50 тыс. штук, а в прошлом году прибавил к этой цифре еще 10 тыс. тракторов.
Одна из бед российского тракторостроения заключается в том, что в нашей стране некоторые востребованные на рынке классы тракторов просто не выпускаются, как, например, колесные тракторы мощностью от 170 до 250 л.с. Точно так же дело обстоит с изделиями мощностью 250-500 л.с. В этом классе работает холдинг «Кировский завод», однако объем этого рынка растет быстрее, чем возможности предприятия, и его активно занимает продукция Case New Holland, John Deere и других зарубежных компаний. С этой точки зрения покупка «Ростсельмашем» канадского производителя тяжелых колесных тракторов Buhler Industries за 3,3 млрд рублей — ход почти беспроигрышный.
По некоторым оценкам, потребность в тракторах такого класса в России составляет до 5000 единиц в год. Сегодня спрос удовлетворяется лишь на тысячу тракторов.
По некоторой информации, производством колесных тракторов намерен заняться и татарстанский КамАЗ. Правда, британская компания McCormick, на которую нацелился производитель грузовых машин, выпускает тракторы мощностью до 150 л.с., но, по всей вероятности, под КамАЗом McCormick уйдет в сегмент более мощной техники. При этом британский завод планируется практически целиком перевезти в Татарстан. Если сделка состоится, то КамАЗ будет выпускать до 4 тыс. колесных тракторов ежегодно.
Вывод на рынок новой продукции, улучшение качества комплектующих и некоторые протекционистские меры со стороны государства позволят отечественным игрокам потеснить импортные машины на полях страны.

Вадим Пономарев «Эксперт Волга»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Насколько полезным был этот материал?

Оцените по пятибалльной шкале!

Средний рейтинг 0 / 5. Голосов: 0

Будьте первым, кто оценит этот материал.